Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в европе. Просвещенный абсолютизм 18 век просвещенный абсолютизм в европе


К концу XVI века в Европе складываются три государства с ярко выраженной централизованной властью: Англия, Франция и Испания. Форма правления власти в этих странах получила название абсолютизма.

Общая характеристика просвещённого абсолютизма

Абсолютизм характеризуется в неограниченной власти монарха, который опирался на регулярную армию и разветвлённый аппарат чиновников. Все мероприятия церкви полностью зависели от воли самодержца. Церковь проповедовала мысль о “власти государя от Бога”.

Непрерывные войны, эпидемии чумы и оспы, социальные противоречия в обществе предопределили изменение политической системы Европы во второй половине XVIII века. Первыми признаками возникновения просвещённого абсолютизма были:

  • В городах выделяется прослойка капиталистов-мануфактурщиков. В деревнях появляется зажиточное крестьянство.
  • Монархи пытались совершенствовать систему управления и занимались устранением наиболее устаревших её элементов.
  • Возросло значение чиновничьего аппарата. Вместе с тем, феодальная знать стала играть второстепенную роль.
  • Происходила модернизация армии. Тяжёлую рыцарскую конницу сменила лёгкая гусарская кавалерия. Возросла роль артиллерии, армия становилась регулярной. Содержание такой армии дорого обходилось казне и обеспечивать её комплектацию мог только королевский двор.
  • Крупные купцы и промышленники были заинтересованы в поддержке сильной централизованной власти. Развитие мануфактурного производства требовало таможенных пошлин на импортный товар.

Все кратко перечисленные причины стали в дальнейшем основой политики просвещённого абсолютизма.

Просвещённый абсолютизм в Европе

Основы просвещённого абсолютизма заложил Томас Гоббс. Продолжателями этой идеологии стали философы-писатели Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Портрет Ж.Ж. Руссо. Скульптор Ж.А. Гудон 1778 год.

Философами проводилась мысль о том, что государь вступивший на трон, должен обладать не только правами, но и обязанностями перед своим народом. Просвещённый абсолютизм был принят “на ура” не только монархами, но и передовой частью дворянства. Просвещёнными монархами принято считать Иосифа II-императора австрийского, Фридриха II- прусского короля, Густава III-шведского короля и тд. В России основы просвещённого абсолютизма заложила Екатерина II.

Несмотря на то что многие самодержцы считали себя просветителями и заигрывали с философами, как только речь заходила об ограничении в чём-либо верховной власти, игра в “доброго короля” подходила к концу. На самом деле монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.

Реформы просвещённого абсолютизма

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые самодержцами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности самодержца. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не монархами, а просвещённым дворянством и министрами.

Рис. 2. Портрет Фридриха Великого II. Художник Пене 1756 год.

  • Экономические реформы имели общую черту, присущую преобразованиям проводимых в Европейских государствах: каждый монарх стремился к пополнению своей казны за счёт увеличения пошлин на ввозимые товары. Такая политика получила название меркантилизма. Делались определённые шаги для развития промышленности.
  • Сословные реформы сказались на правах дворянства и духовенства. Их привилегии существенно ограничивались. В Швеции, например, дворяне обязаны были платить налоги за свою землю.
  • Судебные реформы имели огромное значение. Наконец то отменялись пытки, инквизиционные суды упразднялись. Ограничения коснулись и смертной казни и произвола судей. Особенно преуспела в судебных реформах Пруссия.
  • Коснулись реформы и крестьянского вопроса. Впервые о крестьянской реформе заговорили идеологи физиократии во главе с Франсуа Канэ. Этот писатель и философ был лечащим врачом мадам Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Осуждая отсталость феодального строя, физиократы требовали отмены крепостного права. Благодаря реформам, крепостничество, пусть и формально, было отменено в Австрии.

Рис. 3. Портрет Франсуа Канэ

  • Реформы в сфере образования дали странам Европы большое количество новых школ, стали обучаться грамоте даже низшие слои общества. Свободы печати и свободы слова ещё не было в большинстве стран Европы, но цензура была всё же ограничена.
  • Церковные реформы принесли облегчение иноверцам в тех странах Западной Европы, где основной религией являлся католицизм. От короля теперь зависело утверждение папских булл, основные инквизиционные суды были закрыты, повсюду изгоняли иезуитов.

Политика просвещённого абсолютизма, при всех своих либеральных начинаниях не могла принести желаемого эффекта в силу взаимообусловленности пережитков феодального строя. При попытке преобразовывать одну из сфер политики государства, рушилась другая, подобно карточному домику. Парадокс состоял и в том, что сами монархи боялись уже начавшихся реформ и стремились задавить их сверху.

Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции

В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:

Страна Изменилось Осталось без изменений
Пруссия
  • начальное образование стало более доступным;
  • строгий контроль за судебными и финансовыми органами;
  • в экономике проводится политика меркантилизма: защита интересов своего производителя, на ввозимые товары вводятся дополнительные пошлины;
  • помещики не имеют права лишать крестьян своих наделов;
  • суд становится равным для всех сословий.
  • запрещён выезд за рубеж;
  • сохраняется крепостное право;
  • цензура печати и запрет на свободу слова.
Австрия
  • появляется среднее образование;
  • смертная казнь применяется за особо тяжкие преступления;
  • ограничение на привилегии Католической Церкви;
  • отмена крепостного права;
  • крестьяне получали небольшой надел земли;
  • политика меркантилизма: ввоз товаров из-за рубежа облагается повышенной пошлиной.
  • запрет на выезд из страны;
  • цензура печати и запрет на свободу слова;
  • увеличился срок службы в армии;
  • централизация власти Габсбургов распространилась на Галицию и Венгрию.
Швеция
  • вышел свод законов о свободе печати и свободе слова;
  • отменено сословное ограничение занимания высоких государственных должностей;
  • введена свобода вероисповедания;
  • политика меркантилизма: ввозимые товары облагаются повышенным налогом.
  • парламент(ригстаг) полностью зависел от воли короля и мог быт распущен в любой момент;
  • прекращает свою деятельность совещательный орган.

В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, в чем заключалась главная идея просвещенного абсолютизма. Реформы промышленного абсолютизма были неполными и не находили удовлетворения среди различных слоёв населения. Проявлением недовольства масс и общественного кризиса стала Великая Французская революция, отзвуки которой волной прокатились по всей Европе.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 232.

Просвещённый абсолютизм - политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ - крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия (1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796).

Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.
Суть политики просвещенного абсолютизма Европе (на примере Пруссии, Австрии, Испании):

ПРУССИЯ: 1. Упорядочивание деятельности финансовых и судебных органов

2. Расширение начального образования

3. Повышение терпимости к иноверцам

5.Проведение политики меркантилизма (защита национального тооваропроизводитля, поощрение торговли путем активного строительства дорого и каналов)

6. Отмена пыток

7. Введение равного для всех суда.

Вместе с тем такие пережитки абсолютной монархии, как цензура, запрет на выезд из страны, крепостное право на частновладельческих землях сохранены

АВСТРИЯ: 1. Ограничение произвола сеньора по отношению к крестьянину в суде, «Иосифский законник»; ограничение применения смертной казни

2. Введение светского низшего и среднего образования

3. Ограничение привилегий Католической Церкви

4. Отмена внутренних пошлин и введение высоких внешних (политика меркантилизма)



5. Отмена крепостного права, наделение крестьян землей

Вместе с тем, рекрутский набор ужесточился, происходит централизация власти в империи Габсбургов (контроль над автономиями- Галицией, Венгрией - постоянно усиливается) и т. д.

ШВЕЦИЯ: 1. Закон о свободе печати

2. Свобода вероисповедания

3. Отмена сословных ограничений на занятие государственных постов

Вместе с тем в последние годы правления усиливается централизация власти, в частности парламент (ригсдаг) созывался по воле короля, упразднялся совещательный орган при нем - Государственный совет.

Вывод: Итак, к концу 18 века возможности абсолютизма для поддержания устоев «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому, ничего не меняя, становилось всё сложнее. Чтобы держать ситуацию под контролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, с помощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главный гарант безопасности страны. Но всё это требовало всё больших и больших денег. Обеспечить их приток могла только динамично развивающаяся экономика. Однако «старый порядок» с его жестокой, мелочной регламентацией всех сторон хозяйственной деятельности, многочисленными ограничениями, сковывавшими всю социально-экономическую сферу, препятствовал формированию рыночной экономики, которая только и способна обеспечить качественный скачок в развитии общества.

Попытки представителей просвещенного абсолютизма найти развязку накопившихся проблем за счёт проведения отдельных реформ также не приносили желаемого результата. Жестокие каноны, на которых основывалось средневековое общество, плохо поддавалось реформированию: в нём всё было предельно взаимосвязано и взаимообусловлено, и любая попытка как-то видоизменить какую-либо из несущих конструкций сразу же заметно подрывала устойчивость всей системы. В силу этого, реформы просвещенных монархов, снимая наиболее жесткие и устаревшие ограничения, несколько расширяя возможности для общественного прогресса, одновременно расшатывал основы того миропорядка, в который они пытались вдохнуть новую жизнь. Таким образом, и этот вариант развития пусть и не столь очевидно, как откровенно-охранительный, но тоже во многом исчерпал свои возможности.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась великая Французская революция, главной причиной которой стало широкое недовольство слоёв населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.

«Просвещенный» абсолютизм в России

В России переходная эпоха от феодализма к капитализму коренным образом отличается от подобной эпохи западноевропейских стран. Там она была периодом первоначального накопления капитала. К XVIII веку в этих странах сложился достаточно многочисленный финансово и экономически мощный слой предприимчивых людей - буржуазии. Именно ее интересы и финансы служили стимулом развития науки и техники, ее политические претензии и идеи породили идеологию Просвещения. В России даже XVIII века можно говорить лишь о зарождении этого слоя. Если в европейских странах идеология Просвещения рождалась в борьбе с господствующей идеологией феодального дворянства, то есть с официальной государственной идеологией, более того, в политической борьбе с государством, то в России само Просвещение зародилось благодаря усилиям великого про- светителя-императора Петра I, то есть под воздействием государственного просветительства. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы в рамках государственной формы абсолютной монархии сверху проводить реформы в экономической, политической и культурной областях, направленные на устранение наиболее устаревших и тормозящих движение вперед проявлений феодального порядка.
В России понятие просвещенного абсолютизма неразрывно связано с правлением Екатерины II. Объективная необходимость преобразований, отвечающих духу времени, была воспринята Екатериной как задача не столько практическая, сколь теоретическая. К взглядам просветителей она относилась с осторожностью, полагая, что знать их необходимо, но следует иметь в виду, что они могут уживаться с началами другого порядка. Поэтому истинная политическая мудрость, по её мнению, как раз и заключалась в умении приводить к согласию начала разных порядков. Считая себя в душе республиканкой, образец правления, пригодный для России, она всё же видела в самодержавии или деспотии. По мысли Екатерины, лучшим способом организации общества является разработка идеальной системы законов. Правильно составленные законы - гарантия чётко действующего государства. Поэтому весьма важным делом екатерининской политики «просвещенного абсолютизма» стал пересмотр кодекса законов Соборного Уложения 1649 г. Штабом разработки нового Уложения стала Уложенная комиссия, депутаты которой выбирались по всей стране. Для того чтобы придать Комиссии соответствующее направление, императрица лично составила для нее «Наказ». Главная задача «Наказа» - показать, что в России может быть только самодержавный способ правления. Гарантом законности и правосудия, собственности дворян и буржуазии, веротерпимости, по Екатерине, является только слово монарха. Торжественное открытие комиссии состоялось 30 июля 1767 г. в Москве. Практическое обсуждение «Наказа», дебаты депутатов выявили серьезные разногласия, своекорыстные групповые и сословные интересы. Воспользовавшись войной с Турцией, императрица распустила законодательную компанию. Таким образом, Екатерина II попыталась осуществить масштабный эксперимент «по внедрению» социальной теории в практику государственной жизни России, при этом сохранить незыблемость самодержавной власти.
Екатерина решила, что самым удобным поприщем, где она могла бы блеснуть политическими идеями, заимствованными у французских просветителей, является система местного управления. В силу этого 7 ноября 1775г. явилось Учреждение для управления губернией (губернская реформа). Вводилось новое областное управление, империя была поделена уже на 50 губерний - основных административных образований. Во главе губернского правления стоял губернатор или наместник. Все губернии получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. С губернской реформой тесным образом были связаны преобразования центральных учреждений, целью которых была передача распоряжений императрицы, то есть сосредоточение всех нитей управления в ее руках. Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В 1769 г. он был преобразован в Императорский совет.

Наиболее важным актом закрепления дворянских привилегий явилась «Жалованная грамота дворянству» от 1785 г. В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и закрепленное в 1782 г. за ним право собственности не только «на поверхность земли», но и на «возможные полезности», скрытые в ее недрах. Дворяне получили право создавать свои местные сословные организации - уездные и губернские дворянские собрания. Правом голоса на них пользовались помещики, имевшие деревни, а правом избрания на должность - получившие обер-офицерский чин на действительной службе. Дворянские собрания по необходимости могли обращаться не только к губернатору, но и непосредственно к царю. Сословное самоуправление дворянства позволяло создавать общество или собрание, наделенное правами юридического лица. Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной гос- службы. Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами. Таким образом, российское дворянство получало гражданские права, давно закрепленные в западном обществе для собственников.
«Жалованная грамота городам» определяла единый статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это согласовывалось с идеей создания «среднего рода людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми административной системой управления и видами занятий населения. Согласно Грамоте создавались органы городского самоуправления: общая городская дума и шестигласная дума (орган исполнительной власти).
Большое внимание при Екатерине II уделялось развитию социальной сферы: образованию, медицине, социальной помощи больным, бездомным, старикам. В 1786 г. был провозглашен принцип бессословного обучения при организации губернских и уездных народных училищ. В России появляются, помимо Петербургской Академии наук, другие крупные научные центры: в 1755 г. был открыт Московский университет, в 1783 г. основана Российская Академия, целью которой являлось изучение русского языка и литературы. В екатерининскую эпоху просматриваются две тенденции в социально-экономическом развитии России. С одной стороны, отказ от монополии в промышленности и торговле, поощрение промыслов, частного предпринимательства. С другой - усиление крепостничества, породившее массовые выступления крестьян, в том числе и вооруженные.

Важной составной частью «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление монастырских и церковных земель. В России, где совокупный прибавочный продукт едва достигал допустимого минимума, проблема приращения доходов казны за счет церкви была очень важна. Идея секуляризации церковных владений занимала мысли еще Ивана III, Екатерина II же довела дело до конца. Широкое распространение идей Просвещения способствовало развитию общественной мысли, направленной на резкую критику крепостнического строя. В противоположность дворянским проектам, стремящимся оградить самодержавно-крепостнические порядки, российские просветители стояли на позиции общечеловеческой нравственности, их отличало неприятие крепостничества, горячее сочувствие крепостному крестьянину.
Таким образом, основой теории и практики российского абсолютизма являлся социальный и политический консерватизм. Екатерина II стремилась к сохранению самодержавной власти и существующей социальной системы, допуская определенное обновление в политике и экономике, которое обеспечивало устойчивость власти и ее опоры - дворянства. XVIII оставил последующим поколениям соотечественников решение наиболее острых вопросов - освобождение крестьян и демократизацию политической системы в России.

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии. «Имей мужество пользоваться собственным умом!» - так немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую называли веком Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.

Просвещение было мощным интернациональным движением. Оно составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в.

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В основах своих Просвещение демократично. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними следовали Франция, Германия.

Просвещение XVIII в. было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.

Английское Просвешение. Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений.

Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершенству». Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIII в.

В XVIII в. в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ - «Статус об устройстве королевства» - вводил парламентаризм - ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665-1714). В то же время королевская власть деградировала, и при Георге II (1683-1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат - палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии - тори и виги, созданные еще в XVII в.

В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга III (1738-1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма.

Конституционная по сути и парламентарная монархия, установившаяся в Великобритании в первой половине XVIII в., оказалась именно предтечей того политического строя, установление которого влекло за собой укрепление и победу новых капиталистических отношений.

Французское Просвещение. Идея нравственного возрождения общества политическими методами - народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни придала особое своеобразие французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784) и др.

Политические взгляды Руссо изложил в сочинении «Об общественном договоре», в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства. В таком государстве каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде. Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство.

Главный труд Монтескье «О духе законов» содержал идеи права и государства, а потому был актуален для многих европейских монархов. В нем Монтескье проводит мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской, применение ее на практике считает возможной при условии одинакового развития всех граждан и готовности их к роли правителей. Он не видел возможности в современных государствах для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - выборным народным представителям. Суд должен быть независимым от администрации.

По своим политическим взглядам Вольтер был монархистом, состоял в дружбе и переписке с многими европейскими монархами. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к злоупотреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны, окружены философами и руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий.

Большое влияние на общество оказали и так называемые энциклопедисты - члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Просвещенный абсолютизм. Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идей просветителей Фридрих II издал свод законов - «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Однако увлечение идеями Просвещения у Фридриха II было неглубоким, о чем можно судить по его практическим делам. Так, весь социальный строй Пруссии, с преобладанием дворянства над прочими сословиями, он оставил без изменения.

Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф II (1741-1790), который после смерти отца Франца Стефана стал германским императором, а после смерти матери Марии Терезии унаследовал австрийские владения. В свое десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) он провел целый ряд реформ, главная из которых освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа II затронули судопроизводство («Иосифовский законник»). Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.


ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
В ЕВРОПЕ
Просвещённый абсолютизм - политика абсолютизма в ряде европейских стран во
2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ - крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.).
Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия
(1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-
1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796).
Что их объединяло?
Во-первых, понимание того, что для сохранения базовых устоев «старого порядка» обществу нужны определенные перемены. Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во всех странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений.
Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство.
Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона.
Наконец, отход от теологических императивов готовил почву для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никто не планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, все подвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знаний предопределяли углубление кризиса старого общества. В итоге внешне пышный расцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны.
В-третьих, изменение взглядов на сущность государства, его природу повлекло за собой ускорение начавшегося ещё в середине 17 века процесса формирования концепции государственных интересов ведущих стран Европы. Это способствовало укреплению системных начал в международных отношениях, сплачивало отдельные европейские страны в единый комплекс, живущий по своим, общим для него нормам, укрепляло правовые начала. Иными словами, просвещенный абсолютизм дал импульс формированию такого явления, как европейская цивилизация.
Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.
Философские предпосылки к абсолютизму. XVIII в. - время господства просветительской идеологии. Французские Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро,
Ж..-Ж.. Руссо и английские просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития:
1. Т. Гоббс создал теорию общественного договора, заключавшуюся в гипотезе возникновения государства, как исполнителя общественного договора, призванного защитить людей в процессе агрессивной конкурентной борьбы. Ж.-
Ж. Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств о защите прав граждан, последние обязаны содействовать общему благу, подчиняя свои интересы общим законам. Он обосновал превосходство республиканского государственного устройства над монархическим, как обеспечивающего демократический механизм управления в государстве.
2. Ш. Монтескье сформулировал принцип разделения властей и сформулировал постулат о том, что целью любой формы государства является сохранение свободы на основе закона. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.
3. Дидро боролся с всесилием церкви, считая требования, предъявляемые ей человеку не основанными на доводах разума и, следовательно, не справедливыми.
4. Дж. Локк впервые выделил три важнейших права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность (не владение, но результат труда).
Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума. Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, и справедливого налогообложения.
Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Исторические предпосылки абсолютизма. Во второй половине XVIII века абсолютизм, утвердившийся в Европе и давший неограниченную власть монархам, уже клонился к упадку. В Англии смертельный удар абсолютизму был нанесен революцией (1640-1660). Там король был уже не «милостью Божией», а милостью парламента. Во Франции, где окрепшая, обладавшая развитым самосознанием буржуазия не желала довольствоваться полууступками феодальной аристократии, дело шло к кровавой развязке. В большинстве же европейских стран, где возможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась в
Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии.
Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.
Историческое развитие просвещенного абсолютизма. В выше перечисленных странах абсолютистское государство, не в силах воспрепятствовать развитию буржуазии, решило пойти ей на некоторые уступки. Оно лишь пыталось казаться
«просвещенным», в основе своей оставаясь неизменным и по-прежнему отстаивая интересы знати. Да и буржуазия в этих странах даже в XVIII веке была заинтересована в феодально-абсолютистском государстве больше, чем оно - в буржуазии. Монархи любили говорить об «общем благе», о «всенародной пользе», порой успешно создавая иллюзию, будто служат всем подданным в равной мере.
Получилась парадоксальная вещь: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, были использованы для его оправдания. Многие государи и их министры искренне увлекались ими, особенно в молодости. Им очень нравилась мысль о государстве во главе с просвещенным монархом, который советуется с философами и преобразует общество на новых, разумных началах. В XVIII веке эту идею усердно распространяли многие просветители, особенно Вольтер, долгое время гостивший у Фридриха II в Пруссии. Объективно в этом отражалось стремление умеренно-либеральной части буржуазии провести буржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху. Такой ход развития, сохранявший за дворянством господствующее положение, вполне устраивал монархов. Среди просветителей были и принципиальные противники абсолютистского режима, но они не находили поддержки в тех странах, где буржуазия была еще слишком слаба, чтобы мечтать о власти. К тому же приносила свои плоды практика возведения во дворянство выходцев из иных сословий и пожалования титулов.
И все же наиболее неотложные преобразования в абсолютистских государствах были проведены: устранены некоторые сословные привилегии, например, стали взимать налоги и с дворян (в Австрии - при Марии Терезии, в Пруссии - при
Фридрихе II), проведены крестьянские реформы, наиболее радикальные - при
Иосифе II, отменившем крепостное право в Австрии. Церковь постепенно переходила в подчинение государству, последнее присваивало ее земли, закрывало монашеские ордена. В 1759 году маркиз Помбал, возглавлявший правительство Португалии, добился изгнания из страны иезуитов и конфискации огромных богатств этого ордена. В Испании и Португалии было сокращено число монастырей, положено начало светскому образованию. Постепенно в обществе утверждалась веротерпимость. Фридрих II, например, любил повторять: «У меня пусть всяк спасается на свой манер», имея в виду спасение души. Из судебной практики искоренялся чудовищный пережиток средневековья - пытки.
Прекращалась «охота на ведьм».
Правители и их помощники, особенно юристы, применяли аргументы просветителей, чтобы обосновать феодально-абсолютистское законодательство, которое противоречило буржуазному пониманию права. То же самое касается и теории государства. Практика управления страной была весьма далека от идеалов просветителей, хотя государи нередко прибегали к их философии, чтобы оправдать свое безраздельное господство. Теория общественного договора, придуманная просветителями, воспринималась монархами как соглашение, по которому народ должен был полностью им подчиняться. Как только ставились на карту главные интересы дворянства, готовность правителя идти на уступки, как бы он ни кокетничал с просветителями, тут же заканчивалась. Так, многие из самодержцев, хотя и одобряли просветительские теории воспитания, а иногда даже и позволяли опробовать их на практике, не отваживались, однако, упразднить сословную школу, отражавшую структуру общества и привилегированное положение в нем дворянства. Этим, в частности, объясняется и неприязненное отношение Фридриха II к Руссо: «Я покровительствую только таким свободным мыслителям, у которых приличные манеры и разумные идеи». Главными сторонниками просвещенного абсолютизма были, наряду с королями и их министрами, также часть дворянства, считавшая необходимым, в основном по экономическим соображениям, ослабить феодальную зависимость, и многие буржуазные земледельцы. Революция во Франции, уничтожившая в стране абсолютизм и напугавшая монархов всей Европы, положила конец политике просвещенного абсолютизма там, где она не была прекращена еще раньше.
Суть политики просвещенного абсолютизма Европе (на примере Пруссии,
Австрии, Испании):
. ПРУССИЯ: 1. Упорядочивание деятельности финансовых и судебных органов
2. Расширение начального образования
3. Повышение терпимости к иноверцам
4. Запрещение сгона помещиками крестьян с наделов
5.Проведение политики меркантилизма (защита национального тооваропроизводитля, поощрение торговли путем активного строительства дорого и каналов)
6. Отмена пыток
7. Введение равного для всех суда.
Вместе с тем такие пережитки абсолютной монархии, как цензура, запрет на выезд из страны, крепостное право на частновладельческих землях сохранены
. АВСТРИЯ: 1. Ограничение произвола сеньора по отношению к крестьянину в суде, «Иосифский законник»; ограничение применения смертной казни
2. Введение светского низшего и среднего образования
3. Ограничение привилегий Католической Церкви
4. Отмена внутренних пошлин и введение высоких внешних (политика меркантилизма)
5. Отмена крепостного права, наделение крестьян землей
Вместе с тем, рекрутский набор ужесточился, происходит централизация власти в империи Габсбургов (контроль над автономиями(
Галицией, Венгрией (постоянно усиливается) и т. д.
. ШВЕЦИЯ: 1. Закон о свободе печати
2. Свобода вероисповедания
3. Отмена сословных ограничений на занятие государственных постов
Вместе с тем в последние годы правления усиливается централизация власти, в частности парламент (ригсдаг) созывался по воле короля, упразднялся совещательный орган при нем (Государственный совет.
Вывод: Итак, к концу 18 века возможности абсолютизма для поддержания устоев «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому, ничего не меняя, становилось всё сложнее. Чтобы держать ситуацию под контролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, с помощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главный гарант безопасности страны. Но всё это требовало всё больших и больших денег. Обеспечить их приток могла только динамично развивающаяся экономика. Однако «старый порядок» с его жестокой, мелочной регламентацией всех сторон хозяйственной деятельности, многочисленными ограничениями, сковывавшими всю социально-экономическую сферу, препятствовал формированию рыночной экономики, которая только и способна обеспечить качественный скачок в развитии общества.
Попытки представителей просвещенного абсолютизма найти развязку накопившихся проблем за счёт проведения отдельных реформ также не приносили желаемого результата. Жестокие каноны, на которых основывалось средневековое общество, плохо поддавалось реформированию: в нём всё было предельно взаимосвязано и взаимообусловлено, и любая попытка как-то видоизменить какую-либо из несущих конструкций сразу же заметно подрывала устойчивость всей системы. В силу этого, реформы просвещенных монархов, снимая наиболее жесткие и устаревшие ограничения, несколько расширяя возможности для общественного прогресса, одновременно расшатывал основы того миропорядка, в который они пытались вдохнуть новую жизнь. Таким образом, и этот вариант развития пусть и не столь очевидно, как откровенно- охранительный, но тоже во многом исчерпал свои возможности.
Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась великая Французская революция, главной причиной которой стало широкое недовольство слоёв населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.

Характерная в развитии целого ряда стран Европы и пришедшая в Россию ко второй половине восемнадцатого века политика - просвещенный абсолютизм - принесла в отживающее феодальное общество преобразования, которые снизошли на государства сверху, то есть от правителей обновлённых государств. Устаревшие институты вроде сословных привилегий, цензурных запретов, подчинения государству церкви постепенно меняли свой облик.

Философствующие государи

Просвещенный абсолютизм модернизировал руками монархов судопроизводство, образование и многие другие области общественной жизни. Советники государей полностью опирались на учения французских философов восемнадцатого века - Монтескье, Руссо, Вольтера. В социальной и политической сферах царил консерватизм, укреплявший позиции дворянства, которые служили опорой для абсолютизма. С другой стороны, просвещенный абсолютизм видится политикой социальной демагогии, которая лукаво использует лозунги просветителей, чтобы сохранить старые порядки.

Тем не менее новый стиль жизни и его порядок целиком и полностью поддерживали Иосиф II Австрийский, Фридрих II в Пруссии, Екатерина Великая в России и отчасти сын её Павел. Просвещенный абсолютизм оставил яркий и благоприятный след в российской истории, несмотря на то что несколько первых лет царствования Екатерины Великой отмечены державной неуверенностью - всё-таки она не была прямой наследницей и не могла не почувствовать некую шаткость своего трона. Екатерина была всего лишь женой Петра III, внука Петра Великого. Родом она из Германии, носила фамилию Ангальт-Цербская с именем, по-немецки длинным, София-Августа-Фредерика-Эмилия.

Путь к трону

Она приехала в чужую страну в шестнадцатилетнем возрасте и отнеслась к новым обрядам и обычаям с исключительным уважением: быстро и качественно выучила язык, крестилась в православие как Екатерина, много читала, занимаясь самообразованием, внимательно относилась к государственным делам. И внешне она как никто другой короны российской была достойна. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 в свете всего вышеизложенного не могла не получить поддержки среди всех слоёв общества. Царственной поступью белокожая и черноглазая Екатерина вошла не только в доверие, но и снискала огромную любовь русского народа.

Однако царь Пётр III жену почему-то не любил, на неё сыпались угрозы, среди которых наименее страшной было заточение в монастырь. Страной он управлять не любил и не хотел, дворянство и гвардия были раздражены этим чрезвычайно. А вот жена его своим неимоверным желанием стать русской очень пришлась по душе окружающим, у неё появились не просто фавориты, но люди, способные отдать за неё жизнь. Вот по совету братьев Орловых и свершилось злодеяние, положившее конец эпохе дворцовых переворотов, хотя и само было не более чем переворот. Измайловские гвардейцы встали горой за будущую императницу, а Пётр был убит заточённым в своём имении. И началась политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2.

Манифесты и временщики

Буквально сразу после случившегося переворота Екатерина опубликовала императорский манифест, где даже сам строй русского государства изобличался как зло, поскольку самодержавие практически всегда не отличалось человеколюбивыми и добрыми качествами, а все пагубные последствия всегда были причиной такого отсутствия. Манифестом царица пообещала внести в жизнь государства законность, в том числе и в саму государственную власть. Так хорошо начинался просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Но видимо, для создания по-настоящему правового государства время ещё не пришло. Тем не менее в самые первые годы её царствования графом Паниным был составлен замечательный проект, призванный сдерживать с помощью Императорского совета самодержавную власть. Однако воплотить его в жизнь так никогда и не удалось. Единственное, что в рамках этого проекта было сделано, - это раздел Сената на департаменты. Центральное управление осуществлялось по большей части временщиками и фаворитами, такими как князь Потёмкин и граф Орлов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II тем не менее пусть со скрипом, но проникал в жизнь разных слоёв русского общества.

Под влиянием Вольтера

Императрица активно переписывалась с Вольтером, много писала сама, поскольку ею навсегда и глубоко овладели идеи просвещения, господствующие в Европе. Она признавала в себе исключительно республиканскую душу, даже продолжая единоначально царить в тронном зале. Екатерина писала, что самое главное для страны - это законы. В двенадцати объёмных томах её сочинений были исследования не только относительно права, но и по философии, истории, даже сравнительному языковедению. Одновременно царица занималась плотно и прямой законодательной деятельностью: составляла указы, комиссии для сочинения нового уложения, где работали депутаты не только со стороны дворянства, но и обычные горожане, крестьяне и казачество.

Соборное уложение 1649 года сильно устарело, поэтому назрела острая необходимость составления нового свода законов. Под влиянием Монтескье императрица для новой Уложенной комиссии составила наказ о свободе и равенстве граждан, о веротерпимости, о смягчении крепостничества, о началах настоящей конституционной монархии. Депутаты были настолько впечатлены, что осыпали её титулами Премудрой, Великой и Матери Отечества, что не помешало им задачу свою не выполнить и новое уложение не составить. Потому что на деле Екатерина самодержавие всячески укрепляла, крепостничество расширяла: Малороссия тоже стала рабской, на господ запрещено было жаловаться. Это был пик развития крепостного права на Руси.

Привилегии дворянству и рождение буржуазии

Церковные земли подверглись секуляризации, Екатерина обратила их в государственную собственность. Зато дворянству были предоставлены новые сословные преимущества посредством жалованной грамоты, где свобода и вольность дворян подтверждались, служба их государству перестала иметь обязательный характер, они могли стать подсудными только со стороны собственного сословного суда, не подлежали телесным наказаниям. Сословные дела решались губернскими дворянскими собраниями и лично предводителем дворянства. Так просвещенный абсолютизм XVIII в. создал классовую организацию русского дворянства.

Также свою жалованную грамоту получили и города, где появилась возможность зарождения как класса русской буржуазии. Население в городах разделилось на шесть разрядов. Именные граждане высшего разряда - владельцы земель и домов в городах, купцы по гильдиям (даже низшие, третьей гильдии купцы имели капитал не ниже тысячи рублей, менее состоятельные оставались в ранге торговцев, то есть мещан). Также были люди посадские, цеховые ремесленники и низшие - чернорабочие. Однако внутренняя политика просвещенного абсолютизма вполне смогла предоставить городам самоуправление. Городская дума избиралась всеми шестью слоями населения, исполнительным органом являлась дума шестигласная - от каждого разряда горожан свой представитель. Выборы имели основой имущественный ценз, соответственно, формирующийся класс буржуазии составлял большинство среди избранных.

Противоречия

Просвещенный абсолютизм в Европе и России имел одни и те же корни, хотя развитие его в разных государствах значительно отличалось друг от друга. Для политики Екатерины было характерно как укрепление самодержавия и крепостничества, так и отход от тоталитаризма и формирование не вполне зависимых от центральной власти слоёв населения. Здесь показали себя все противоречия просвещенного абсолютизма, присущие, впрочем, и остальным европейским странам.

Международная деятельность Екатерины Великой развивалась под теми же лозунгами свободы и равенства, однако восточный вопрос был решён Екатериной жёстко: две удачные войны с Турцией дали России выход в Чёрное море, присоединили Таганрог, Очаков и Азов, уничтожили турецкий флот в Чесменской бухте, что послужило правом прохода судов через Дарданеллы и Босфор, впервые была признана независимость Крыма, присоединённого вместе с Кубанью к Российской империи, а также под покровительством России оказалась Грузия. Время просвещенного абсолютизма значительно расширило территорию страны и её внешние связи.

Консерватизм

Все монархи Европы, преследовавшие цели просвещенного абсолютизма, понимали, что базовые устои старого порядка для своей незыблемости требуют неких перемен. Все правители того времени из Австрии, Пруссии и других стран были реформаторами консервативными. Преобразования были примерно одинаковы: поощрялась торговля, развивалось образование, ограничивалась сфера деятельности отдельных цеховых структур, предпринимались попытки оптимизировать госуправление и финансы. Последние, так же как модернизация аграрных отношений, были затронуты чрезвычайно осторожно, с почти незаметным результатом.

Элита изменила взгляд на жизнь. Черты просвещенного абсолютизма наложились на всё общество и государство. Иерархия ценностей трансформировалась, поскольку ими оперировало всё окружение просвещённых монархов. Если ранее господствовали церковные догматы, определяя нормы взаимоотношений в повседневной жизни, обосновывая принцип государственного устройства, то теперь появилось стремление обосновать и объяснить жизнедеятельность общества со всех сторон. Науки и искусства получали невиданное покровительство, и это считалось хорошим тоном. Таким образом, в период просвещенного абсолютизма начался постепенный переход к гражданскому обществу.

Европейская цивилизация

В странах Европы начали изменяться взгляды на сущность государства, интересы их с середины семнадцатого века подвергались жёсткой критике, и в процессе формирования новой концепции укреплялись системные начала международных отношений, сплачивались отдельные страны в один комплекс, вырабатывавший общие нормы и укреплявший правовые начала. Идеи просвещенного абсолютизма гибко использовали лозунги просветителей и социальную демагогию, но стояли на страже сохранения прежних порядков, то есть послужили одним из этапов эволюции монархии, который привёл Европу к созданию единой цивилизационной системы.

Философы

Просветительская идеология господствовала в философских предпосылках к абсолютизму, когда были сформулированы главные положения этой концепции в общественном развитии.

  • Англичанин Томас Гоббс предъявил миру собственную теорию, по его гипотезе, государство возникало как исполнитель общественного договора, который призван защищать людей в агрессии конкурентной борьбы.
  • Жан-Жак Руссо был уверен в том, что граждане государства, которое защищает их права, должны содействовать его благу, подчинять собственные интересы всеобщим законам, а также он обосновал теорию превосходства республиканского государства над монархическим, поскольку первое обеспечивает управление по демократическим постулатам.
  • Шарль Монтескье обрисовал черты просвещенного абсолютизма по принципу разделения властей. Он же сформулировал постулат о сохранении свободы, которая зиждется на основе закона, это было совершенно новое для того времени понятие. Просвещенный абсолютизм предполагал разделение судебной, исполнительной и законодательной власти, их полную независимость.
  • Дени Дидро всю жизнь боролся с засильем церкви, поскольку считал её требования к человеку не слишком разумными, а следовательно, недостаточно справедливыми.
  • Джон Локк обосновал важнейшие права человека: право на собственность (результат труда), право на свободу и право на жизнь.

Идеи просвещенного абсолютизма, присутствовавшие во всех теориях, были основаны на вере во всесилье разума: равенство перед законом всех граждан без исключения, вне зависимости от положения в обществе, право обращаться в органы управления любого уровня, лишение прав церкви на управление светской властью, гуманное уголовное право, неприкосновенность собственности, поддержка науки и техники со стороны государства, свобода печати, аграрные реформы, справедливое налогообложение. Философы уповали на мудрецов, сидящих на тронах. Это и было главной ошибкой просветителей.

Упадок абсолютизма

Уже во второй половине восемнадцатого века утвердившийся в Европе абсолютизм, давший монархам неограниченную власть, понемногу начал клониться к упадку. В Англии король перестал быть божией милостью, это была милость парламента. Во Франции окрепшая буржуазия уступками феодальной аристократии довольствоваться перестала, подводя к кровавой развязке. Остальные европейские страны пока возможности абсолютизма не исчерпали, дворяне господствовали даже при становлении капитализма.

Так происходило в Пруссии, Австрии, Дании, России, Испании, Швеции, Италии, Португалии. Активная деятельность самодержавия была характерна для всех этих стран, но направлена она была на закон, закрепляющий крепостничество, на усиление дворянских привилегий, на расширение государственных границ, на покровительство торговли и промышленности, на жестокость подавления народных восстаний. И как обычно, сохранялись противоречия между реакционной крепостнической политикой и официальной либеральной идеологией.

Абсолютные плюсы

Явный парадокс: идеи просвещения, в корне враждебные абсолютизму, постоянно использовались для его оправдания. И государи, и министры поголовно увлекались философскими трактатами просветителей, где были обрисованы картины нового общества, разумного, с монархом-преобразователем, который советуется с придворными философами. Вольтер, например, дружил близко с прусским Фридрихом, переписывался с русской Екатериной. То есть философы хотели преобразований без пролития крови, умными реформами сверху. Монархов такая точка зрения, естественно, удовлетворяла.

Благодаря просветителям были проведены самые неотложные реформы в государствах с абсолютной монархией. Сословные привилегии отчасти устранены (налоги стали взиматься и с дворян), в Австрии крепостное право отменено, во многих других странах прошли аграрные реформы, церковь расставалась со своими землями и подпадала под контроль со стороны государства. Монашеские ордена закрывались. В Португалии иезуиты изгнаны из страны, а их громадные богатства конфискованы. Монастыри сократили число. Началось светское образование. Обществу прививалась веротерпимость. Чудовищные пытки Средних веков постепенно искоренялись из судебной практики. Прекратилась "охота на ведьм".

Конец абсолютизма в Европе

Основательно подкосила эту политику революция во Франции. Правительства всех европейских стран были чрезвычайно напуганы, многие даже частично или полностью закрыли свои границы для революционной заразы. И всё равно к концу восемнадцатого века время просвещенного абсолютизма практически закончилось. Жить по-старому, держать ситуацию под контролем стало чрезвычайно сложно. Ни разросшийся до невероятных размеров государственный аппарат, ни льготы, которыми покупалась лояльность аристократии, ни увеличение армии - ничто не могло остановить хода истории.

Денег требовалось всё больше, и обеспечить их приток могла только развитая экономика с рыночными принципами, а мелочность старого порядка никак не могла обеспечить скачок к социально-экономическому благополучию. Отдельные реформы просвещенного абсолютизма не принесли желаемого результата. Однако было политизировано общественное сознание, что способствовало революционным настроениям.







2024 © kubanteplo.ru.