Культурно-досуговая деятельность. Теория и технология культурно-досуговой деятельности Приблизительный поиск слова
Бабина, Т.В. Развитие форм социально-культурной деятельности в условиях рынка //Культурологические аспекты развития Западной Сибири: материалы Всероссийской науч.- практ. конф. /Т.В. Бабина- Тюмень: ТГИИиК, 2000.- 216 с.
Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. -- 3-е изд. -- М. : Сов. энцикл., 1969-1978.
Большой толковый социологический словарь. Том 1. - М.: Вече, 1999. - 544с.
Вишневский, Ю.Р. Практикум по социологии молодежи /Ю.Р. Вишневский [и др.].- М: Социум, 2000.- 296 с.
Волков, Ю.Г. Социология молодежи [Текст]: учеб. пособие /Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария [и др.]; Под ред. Ю.Г. Волкова.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-575 с.
Григорьева, Е.И. Современные технологии социально - культурной деятельности: [ Текст]: учеб. Пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.
Демина, Е. Досуговые предпочтения современной студенческой молодежи // Культура и искусство: поиски и открытия: материалы межрегиональной науч. студ. конф. (г. Кемерово, 25 апр. 2005 г.) /Е. Демина; КемГУКИ.- Кемерово, 2006.- 196 с.
Еременко, В.С. Театрализованный массовый праздник. Основы праздничного производства: Учеб. Пособие - Кемерово: ООО 2 Антом", 2009 - 316 с.
Жарков, А.Д. Теория и технология культурно - досуговой деятельности: Учебник для студентов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен /А.Д. Жарков //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2003.- 2.- С. 72-79.
Зеленин, А.А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: Концептуальные основы, Стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей [ Текст] А.А.Зеленин Нижний Новгород 2009. - 52 с.
Зубок, Ю.А. проблемы социального развития молодежи в условиях рынка [Текст] Ю.А. Зубок Социологические исследования. - 2003. - 4. - С. 251.
Иконникова, С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987.- 165 с.
Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.- М., 1995.- С. 3.
Клейберг, Ю.А. Молодежь и досуг: Сущность, проблемы, основные тенденции /Ю.А. Клейберг.- Бишкек, 1993.- 163 с.
Клявина, И.И. Современные тенденции развития молодежного досуга // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: межвузовский сб. науч. ст. /И.И. Клявина; Ред.-сост. В.В. Туев.- Кемерово: КемГАКИ, 2002.- 177 с.
Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.- М.: Высшая школа, 1990.- 208 с.
Котельникова, Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: [Текст]: дис.канд. социол. наук: 22.00.06. 2003 .В. Котельникова.- Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2003.- 204с.
Культура молодежи: Сб. науч. тр. /Под ред. В.Н. Яровой.- Саратов: Саратовский университет, 1989.- 101 с.
Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.- СПб.: Изд-во «Терра-Книжный клуб», - М., 1997 С.35
Малышенко, Т.Т. К вопросу об актуальности проблем досуга молодежи // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: межвузовский сб. науч. ст. /Ред.-сост. В.В. Туев.- Кемерово: КемГАКИ, 2002.- 177 с.
Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / О.И. Марков. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.
Марков, О.И. Сценарная культура режиссера театральных представлений и праздников. Сценарные технологии: учеб. пособие / О.И. Марков. − Краснодар: КГУКИ, 2004. - 406 с.
Маршак, М.И. Клубный сценарий / М.И. Маршак. - М.: Профиздат, 1975. - 118 с.
Маршак, М.И. Кто придумал вечер? Заметки о клубном творчестве / М.И. Маршак. - М.: Сов. Россия, 1988. - 112 с.
Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития /В.Е. Новаторов // Вестник Омского университета.- Омск: ОГУ, 1999.- Вып. 3(13).- С. 109 - 115.
Новаторов, В.Е. Тенденции, проблемы и перспективы развития социально-культурной сферы в России /В.Е. Новаторов // Кадры культуры и культура кадров. - Иркутск, 2003. - С. 5.
Организация и методика художественно - массовой работы клуба, парков культуры и отдыха, централизованных клубных систем культурных комплексов / Под ред.Д.М.Генкина. - М., 1987.
Орлова Э.А. История антропологических учений. -- М. Академический Проект. Альма Матер, 2010. 621 с.
Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина ХХ в.): учебное пособие/ В.М. Рябков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск: ООО "Полиграф - Мастер" - 2007. - Т.4. -870 с.
Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ в.) учебное пособие / В.М.Рябков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск: ООО " Полиграф - Мастер" - 2008. - Т. 7 - 556 с.
Сикевич, З.В. Молодежная культура - "за" и "против": Заметки социолога /З.В. Сикевич.- Л.:Лениздат, 1990.- 306 с
Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие.- Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.- 504 с.
Соколов, А.В. Феномен социально- культурной деятельности /А.В. Соколов. - СПб., 2003. - С. 7.
Социология молодежи /Под ред. В.Т. Лисовского.- СПб, 1996.- С. 32.
Специфика и содержание молодежного досуга [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kultreferat. popal.ru/.- Загл. с экрана.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года)
Стрельцов, Ю.А. Общение в учреждениях культуры. - М., 1981. - 132 с.
Суртаев, В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика /В.Я. Суртаев.- СПб.: СПбГИК, 2000.- 208 с.
«Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. Изд-во «ИТИ Технология», 944 с., - М., 2009 г.
Триодин, В.Е. Педагогика клубной работы. -М., 1984.
Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление /Б.А. Трегубов.- Л.: ЛГИК, 1991.- 337 с.
Туев, В.В. Коммуникативное поле и коммуникативные гнёзда молодежной культуры /В.В. Туев, И.И. Клявина // Созидательная миссия культуры: Сб. ст. молодых ученых.- М.: МГУКИ, 2001.- С.97 - 103.
Туев, В. В. Социально - культурная деятельность в таблицах и схемах / В. В. Туев. - КемГУКИ, АлтГАКИ. - Барнаул: АлтГАКИ, 2006. - 87с.
Туманов, И.М. режиссура массового праздника и театрализованного концерта: Лекции.- Л., 1974.- 96 с.
Фатов, А.В. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.oim.ru .- Загл. с экрана.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов.энциклопедия, 1983.
Фисюк, Т.Т. Молодежная аудитория как субъект культурно-досуговой деятельности //Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч. и учеб.-метод. ст. /Гл. ред. Е.Л. Кудрина; ред.-сост. В.В. Туев.- Кемерово: КемГУКИ.- С. 142-150.
Черняк, Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ: учеб. пособие / Ю.М. Черняк. - Минск: Тетра Системе, 2004. - 224 с.
Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: история и теория: учебник.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
Шароев, И.Г. Драматургия массового действа: учеб. пособие по курсу "Режиссура и мастерство актера"/ И.Г. Шароев; Мин-во культуры РСФСР; ГИТИС им. А. В. Луначарского. - М.: 1979
Шубин, С.В. Сценарий как литературная основа массовых и театрализованных постановок: учеб. пособие для студ. и преподавателей факультетов культуры и искусств, а так же для учащихся средних учебных заведений творческих направлений / С.В. Шубин, С.М. Студенкина. - Омск: БИ, 2004. -133 с.
Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу программ / И.Б. Шубина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2003. - 352 с. - (Серия "Хит сезона": Основы драматургии и режиссуры рекламного видео).
Шендрик, А.И. Духовная культура молодежи как объект социологического исследования: Автореф. дис+ д.ф.н. /А.И. Шендрик.- М., 1991.- 57 с.
Энциклопедический словарь по культурологии.- М.: Центр, 1997.- 480 с.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия /Н.Н. Ярошенко // Ученые Записки. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 41.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социальный опрос.
В целях изучения запросов и интересов молодежи, рационального использования свободного времени, развития творческих способностей, перспективы мы проводим опрос общественного мнения.
Для облегчения анкеты к большинству вопросов предложено несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один и обвести кружком соответствующую цифру. Если на какой - то вопрос варианты ответов не предусмотрены, то впишите ответ сами.
Заранее благодарим Вас за участие в исследований.
В настоящее время Вы работаете или учитесь?
а) работаю
в) ни чем не занимаюсь.
Довольны ли Вы своей работой, учебой?
а) очень доволен (а)
б) не доволен (а)
в) затрудняюсь ответить
Какие культурно развлекательные учреждения находятся недалеко от Вашего дома?
а) кинотеатр
б) библиотека
в) кафе, бар
г) зал компьютерных игр
д) тренажерный зал
Какие типы КДУ представляются вам более перспективными в музыкальном образовании?
а) Государственные культурные центры
б) Акционерные культурно - досуговые формирования
в) Национальные культурные центры.
г) филармонии
д) Диско клубы
ж) Какие еще (напишите)
Какие функции учреждений культуры, на Ваш взгляд, имеют существенное значение на сегодняшний день?
а) Отдых развлечение
б) Развитие творческих способностей
в) Повышения культуры досуга населения
г) Удовлетворения музыкальных потребностей населения.
д) Что еще (напишите)
Всегда ли, на Ваш взгляд, молодежь имеет возможность посещать фестивали концерты?
а) Имеет возможность
б) При желании посещает
в) У большинство нет такой возможности.
Удовлетворяет ли вас исполнительное мастрество наших певцов.
а) Удовлетворяет
б) Не удовлетворяет
Какой музыке Вы отдаете большое предпочтение.
а) Классический
б) Народный
д) духовной
ж) Что еще (напишите)
С кем вы предпочитаете проводить свободное время.
а) С семьей
б) С коллегами
в) С соседями
г) С друзьями
Довольны ли Вы, тем как проводит свободное время
а) Да, вполне
б) Трудно сказать
в) Затрудняюсь ответить
Есть ли у вас самое любимое занятие (хобби)
в) Если есть, то назовите его.
Сколько вам лет.
Ваше образование
а) Неполное среднее
б) Среднее специальное
в) Незаконченное высшее.
Г) Высшее
а) мужской
б) женский
Семейное положение
а) Холост не замужем
б) Женат замужем
Социальное положение
а) Учащиеся (студент)
б) Рабочий
в) Домохояйка
г) Что еще (напишите)
Как часто Вы посещаете драматический театр?
Какие спектакли, из увиденных Вами, Вы можете перечислить?
Известно ли Вам, что в школе функционирует театральная студия «Мелочи жизни»?
Видели ли Вы их постановки?
Принимали ли Вы участие в постановках театральной студии «Мелочи жизни»?
Если бы Вы у вас выбор, в театр или в кино, какой выбор Вы бы сделали?
Назовите три причины, по которой Вам нравится или не нравится театр?
Спасибо за Ваши искренние ответы.
Анкета анонимно.
Анализ Анкет:
Количество посещаемости Вид культурного учреждения
52,3% Опера балета
68,3% Кинотеатр
55% Филармония
72% Дворец культуры.Эстрадн.концерты.
35% Библиотека
72% Спортивные учреждении
56% Студии танцев
74% Ночные клубы
30% Клуб поетов
28% Любительские клубы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета эксперта
В целях интересов молодежи в сфере музыки, использования свободного времени, развития музыкальных способностей среди молодежи. Мы проводим опрос общественного мнения.
Просим Вас заполнить анкету и отнестись к нашим вопросам серьезно. От точности и искренности ваших ответов будет зависеть правильность наших выводов. В анкете предложены вопросы и несколько вариантов ответов, которые нужно обвести в кружок в соответствии с вашим мнением.
Заранее благодарим вас за участие в исследовании.
Как вы оцениваете сегодняшнее состояние организаций досуга молодежи.
а) состояние отличное
б) состояние хорошее
в) состояние удовлетворительное
г) состояние плохое
2) За счет чего можно было бы добиться решительных перемен к лучшему в музыкальной сфере.
а) повышение заработной платы работников в музыкальной сфере.
б) предоставление права создать новые кружки музыки и песни
в) совершенствование музыкального оборудования
г) предоставление спонсорской поддержки
3) Как вы обычно проводите от учебы время.
а) занимаюсь спортом или посещаю спортивные секции
б) слушаю музыку и смотрю телевизор
в) посещаю культурно - развлекательные мероприятия
г) приглашаю гостей или хожу в гости
д) отдыхаю и просто ничего не делаю
4) Укажите направления литературы, которыми следует пополнить библиотеку Вашего ВУЗа
а) воспитание человека к искусству
б) сохранения памятников культуры и искусство
в) занятие искусством (музыкой, пением, танцами, литературным творчеством)
г) повышение профессионального мастерства
д) отдых и развлечения
5) Следует ли учитывать интересы и потребности современной молодежи к деятельности библиотеки Вашего ВУЗа
а) интерес растет
б) интерес заметно меняется
в) интерес становятся слабее
г) затрудняюсь ответить
6) Скажите какую музыку Вы любите слушать?
а) классическую
б) народную музыку
в) эстрадную музыку
г) рок музыку
д) джаз музыку
ж) любую другую музыку
7) Что мешает Вам проводить свой досуг как хотелось бы?
а) не хватает свободного времени
б) отсутствие поблизости учреждений культуры
в) нехватка денежных средств
г) нет условий для отдыха
д) непонимание близких родственников
8) Какое по Вашему мнению, положительное влияние может оказывать музыка на жизнь молодежи?
а) повышать духовный уровень
б) развивать психологическое развитие
в) развивать музыкальные способности, слух
г) воспитывать чувства патриотизма
9) Какие факторы, на ваш взгляд, отрицательно сказываются на музыкальной деятельности в нашей стране?
а) слабая материально - техническая база
б) однообразие в исполнении
г) отсутствие музыкальных навыков эстрадных исполнителей
10) Ваш возраст
г) свыше 41
11) Стаж работы
а) менее 3 лет
б) 4 - 6 лет
в) свыше 7 лет
12) Ваше образование
а) высшее
б) высшее специальное
в) среднее
г) среднее специальное
13) Ваш пол
а) мужской
б) женский
14) Место работы
Занимаемая должность
Спасибо за участие, за вашу искренность
n1.doc
Учебное пособие«Культурно-досуговая деятельность
/ под редакцией В.М.Чижикова и А.Д.Жаркова/
Раздел I. История и теория досуга
Глава первая. Краткая история культурно-досуговой деятельности
Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности. Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью, творца своей собственной и общественной жизни.
В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что в последние годы культурно-досуговая деятельность, являющаяся одной из граней культурного процесса, привлекает к себе все большее внимание ученых. Исследование ее исторических истоков не только служит задачам наиболее полного воспроизведения картины человеческого общества, но имеет и самостоятельное значение, дает возможность лучше разобраться в современных проблемах, связанных с организацией досуга людей.
Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном развитии способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим. Исторический подход позволяет обнаружить в культурно-досуговой деятельности общее, главное, присутствующее во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного отрезка времени.
Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней реальной практике. Освоение истории культурно-досуговой деятельности - неотъемлемой части культуры общества - имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти. В предлагаемой главе раскрываются специфические особенности развития культурно-досуговой деятельности и способы ее общественной организации в России с момента возникновения государства до наших дней.
§1 . Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.
Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удачливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмоции, поднять настроение. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.
Переход племен к оседлому образу жизни и занятие земледелием сопровождались становлением целой системы праздников. Это было обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времен года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ. Праздники наполнялись новым содержанием, освящались новыми религиозными представлениями, адекватными потребностям земледельческого населения. Результаты археологических и этнографических исследований, свидетельства древних ученых, произведения устного народного творчества: мифы и легенды, былины, песни, сказания, пословицы, поговорки и т.п. служат Доказательством того, что праздники были всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Несмотря на то, что праздники органически вплетались в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культовое значение, именно праздники, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.
Чередование будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обширную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX- начале X вв. славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и, прежде всего в земледелии. Самыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки (конец декабря-начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня).
Праздники давали возможность славянину-земледельцу освободиться на время от всех необходимых дел и предаться веселью, радости, почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Состояние, в котором находился человек во время праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших данное явление. В русском языке слово "праздник" произошло от прилагательного "праздный", что означает "незанятый", "пустой", "порожний» (если речь идет о месте) и "праздное время" - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени. 1 Слово "досуг" также содержит указание на свободу человека от непреложных занятий. В. Даль раскрывает значение "досуга" как свободного, незанятого времени, гулянки, простора отдела.
Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршество за общим столом, получившее название "братчины". "Братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить физические и психические силы, но выполняли и другую важную для древнего социума функцию - единения. Славяне жили небольшими общинами, в рамках которых каждая семья самостоятельно обрабатывала землю и вела свое хозяйство на принадлежащей ей территории. Постоянная опасность набегов со стороны соседних племен заставляла славян быть готовыми в любой момент дать отпор противникам. Общие коллективные праздники и застолья поддерживали у славян чувство единства, содействовали сплочению их сил для противостояния врагам.
По мере своего развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты, как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам. "Ряженье", сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужской части славянского населения и в то же время свидетельствовали о способности использовать их в любой момент в военной схватке с неприятелем. В течение многих последующих веков праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являлись для российского народа одной из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха и развлечений. Так, например, при княжеском дворе устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других, значимых для князя и его окружения событий. Таким событием, в частности, мог стать приезд в княжеский дворец "гостей" (купцов).
Обилие кушаний и большое число крепких напитков составляли главную особенность пиршественного стола. Накормить присутствующих всевозможными яствами и напоить допьяна считалось высшим показателем княжеской щедрости и гостеприимства. Н. Хлебников приводит выдержки из послания митрополита Никифора к Владимиру Мономаху (умер Владимир Мономах в возрасте 70 лет в 1125 г.), рисующие картину нравов и обычаев того времени. Митрополит Никифор пишет: "Я знаю, что ты для гостей готовишь великолепные обеды, где всем дают всевозможные... ради княжеского величия, как для правых, так и беззаконных; где ты сам служишь и разносишь кушанья, делая все это, конечно, для утверждения своей княжеской власти. Когда иные упиваются и объедаются, ты сам сидишь спокойно и только смотришь на пьяных и пьющих, лишь для примера немного вкушая сам. Так ты угождаешь подданным и терпишь, чтобы они напивались перед твоими глазами, и тем по истине угождаешь им и покоряешь их" 2 .
В пирах нередко принимали участие и женщины, представительницы княжеских родов, наравне с мужчинами вели беседы, стараясь блеснуть умом и другими достойными внимания качествами 3 .
Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота. Из "Поучений Мономаха", помещенных в древнейшей русской летописи "Повести временных лет"(Лаврентьевский список), в которых князь Владимир Мономах рассказывает о своих охотничьих успехах, видно, что охота в древности велась на туров, оленей, лосей, медведей, кабанов и других животных.
В перерывах между сражениями на княжеском дворе проводились военные игры. Воины князя упражнялись в разных боевых искусствах, готовя себя к предстоящим походам. Распространение христианства среди славян, начавшееся еще в IX в. и официально введенное в
Киевской Руси в 988 г., оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ожесточением обрушились на народные праздники, называя проявляемое на них "буйство" в поведении людей и совершаемые древние обряды "бесовством". С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. Вместе с тем, поскольку христианская религия шла в гущи народных масс "сверху", от князя и его окружения, представителей феодальной верхушки, она лишь постепенно, в течение не одного столетия овладевала умами людей древнего российского общества. Христианская церковь не смогла полностью искоренить народные традиции, приверженность к языческим верованиям, проявлявшимся, в том числе и в праздничной культуре. Многие отмеченные крестьянские праздники и "замечательные дни" в честь старых божеств нашли свою нишу в христианском календаре. Однако чтобы устранить из сознания народа языческие представления, христианская церковь подвела праздники, связанные с древними богами, под имена святых православной церкви. Так, славянскому богу грозы и огня Перуну был придан образ пророка Ильи, проезжающего по небу на огненной колеснице в период летних гроз (конец мюля); богу скота Велесу было дано имя Власия, покровителя домашних животных (обряды в честь его совершались по окончании жатвы) и т.п. Церковь вынуждена была смириться и с самим характером проведения праздников, отличающихся всплеском народного веселья и бурным выражением эмоций.
Упорядочив систему календарных праздников, христианская церковь стремилась ввести жесткую регламентацию в жизнь крестьян. В проповедях и молениях служители церкви в соответствии с христианскими заповедями подчеркивали необходимость отдыха в воскресные и праздничные дни. Особым грехом считалось выполнять земледельческие работы, так как, по мнению духовенства, это могло вызвать божественную кару. Только отправление религиозного культа, понимавшееся как служение богу, могло иметь место в отведенные для отдыха дни. Церковные праздники, таким образом, как бы гарантировали крестьянам право на отдых, проводя более четкую грань между трудовой и досуговой деятельностью.
Несмотря на варварские методы, используемые часто церковниками для насаждения и укрепления на Руси новой веры, распространение христианства несло в себе и прогрессивные начала. Оно способствовало развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в российское общество, хотя это коснулось преимущественно его высших слоев, Вместе с христианством Древняя Русь обрела и письменность. Появление первых книг относится к началу Х1 в. Они имели религиозное содержание и в основном являлись переводами с греческих оригиналов. При монастырях, возникновение которых относится ко второй половине XI-XII вв., собирались библиотеки. Есть свидетельства о существовании библиотек при Софийском соборе в Киеве, Киево-Печерском монастыре, где имелись не только русские, но и греческие книги. Библиотеки создавались и в других русских городах, например в Софийском соборе Великого Новгорода. Возникали библиотеки при княжеских дворах. Книги переписывались для боярских семей. Например, один из древнейших русских памятников письменности - "Остромирово евангелие", датированное 1057 г., было написано для новгородского посадника Остромира 4 .
На протяжении XI-XIII вв. количество переводной литературы увеличилось, наряду с церковной появилась и гражданская литература. Это способствовало повышению интереса к чтению. Книжное чтение становилось одним из занятий образованных людей Древней Руси. Круг этих людей постепенно расширялся, включая в себя не только представителей высшей знати, духовенства, но и выходцев из торговой и ремесленной среды крупных городов, среди которых грамотность получала все большее распространение. О том, что чтение воспринималось на Руси не только как учение, но как вид досуговой деятельности, можно судить по некоторым письменным источникам, дошедшим до нас с той поры, в частности, по литературе нравственно-поучительного характера, которая возникла в XI-XIII вв. и имела свое продолжение в последующие времена. Так, в "Слове о наказании" говорится, что от чтения книг нельзя отказываться ни под какими предлогами. "Человек не должен ссылаться на то, что у него жена и дети, что он поглощен трудами при исполнении какой-либо должности или занимается ремеслом. Нельзя отнекиваться от чтения книг словами: "это ведь не наше дело книги читать, а монашеское". Каждому человеку следует читать книги, чтобы отгонять печали и искать в них спасения. "Многие, ведь, невегласы великую пользу получили от почитания книжного", - замечает проповедник 5 .
Княжеские междоусобицы, усилившиеся со второй половины XII в., и последовавшее затем татарское нашествие (первая половина XIII в.) привели к падению Киевской Руси, но традиции народной жизни сохранялись и продолжали развиваться в новых феодальных центрах - Галицко - Волынском и Владимиро-Суздальском княжествах, в Новгородской земле - а в период татарского владычества - на тех территориях, куда татары не смогли проникнуть: в Великом Новгороде, Пскове, Смоленске, в землях к северу от Волги, к югу от Оки и др. Задачу "собирания русских земель" взяло на себя Московское княжество. Первая половина XIV в. - первая половина XVI в. были периодом формирования российского государства. Признанной столицей его с конца XIV в. по XVII в. являлась Москва.
С XIV в. Русь начала понемногу оправляться от постигших ее бедствий. Создавались условия для мирного хлебопашества, возрождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число каменных строений на Руси. Особенно интенсивно шел процесс возведения церквей, как в городах, так и в селах. В сельских общинах -" мирах" - крестьяне на свои средства возводили "мирские церкви", которые начинали играть существенную роль в жизни сельского населения.
В сельском приходе церковная трапезная нередко становилась местом, куда крестьяне собирались для проведения общинных сходок; в ней совершались праздничные церемонии. Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа и служило способом заполнения свободного времени. При этом присутствие на богослужении воспринималось людьми не только как христианская обязанность, связанная с отправлением религиозного культа, но и как возможность пообщаться с друзьями и знакомыми. В XIV-XV в. звучало требование покаяться за "шепоты", которые доносились от молящихся в церкви, за громкие разговоры прихожан, рассказывание "неполезных повестей", смех - то есть за то, что мешало богослужению. Особенно резкой критике подвергались "глумы", под которыми церковь понимала беседы людей по волнующим их социальным вопросам 6 .
Церковь выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом (через чтение церковных книг во время богослужения). Служители церкви по сравнению с общей массой были достаточно образованными людьми и иногда являлись первыми учителями грамоты для прихожан и их детей. В средние века появляются некоторые новые виды досугового времяпрепровождения. Они были связаны с развитием народной зрелищной культуры. В городах, больших и малых селениях можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками. К 30-м годам XVII в. относится первое упоминание о "медвежьей потехе" и кукольном представлении, сделанное в описаниях своего путешествия в Московию, как тогда нередко называли иностранцы русское государство, секретарем голштинского посольства Адамом Олеарием. Но, как отмечают исследователи, подобные потехи были известны на Руси гораздо раньше. Вожаки ученых медведей и Разыгрываемые ими комедии и в более давние времена составляли одно из развлечений русского народа 7 . Зрелища, или "позоры", как их называли в древности, несмотря на резко отрицательное к ним отношение со стороны церкви, пользовались неизменным вниманием публики и всегда собирали большое количество народа. П. Милюков, например, приводит такие слова средневекового проповедника: "Когда надо идти в церковь, - говорит проповедник в одном памятнике, написанном около 1400 г., - мы "позевываем, и почесываемся, и потягиваемся, дремлем и говорим: холодно или дождь идет... А когда плясуны или музыканты, или иной, какой игрец позовет на игрище или сборище идольское, то все туда бегут с удовольствием... и весь день стоят там, глазеют, хотя и нет крыши, ни какой-либо зашиты от дождя и вьюги" 8 .
На протяжении XIV в. в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. В XIV- XV в.в. увеличилось количество переписываемых книг в разных городах: Москве, Твери, Нижнем Новгороде и других. Этот процесс был ускорен появлением в XIV в. бумаги, заменившей пергамент. Во второй половине XV в. в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введенное на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В 1564 г. вышла первая печатная книга "Апостол", выпущенная построенным в Москве на казенные деньги печатным двором. Возросло количество книг, написанных отечественными авторами, и среди них произведений светского характера. В XIV-XVI в.в. была продолжена зародившаяся в предыдущие столетия традиция написания "учительной" литературы. В ней поднимались вопросы просвещения, нравственности, семейных взаимоотношений, воспитания детей и т. п. Тексты всевозможных "Поучений" и "Слов" помещались в сборниках под названием "Измарагд", "Златая цепь" и др. Она адресовалась не только духовенству как вспомогательный материал для проповедей, но и мирянам. В середине XVI в. увидел свет знаменитый "Домострой" - свод правил и советов по организации домашнего быта и ведению хозяйства, рассчитанный на непосредственное практическое использование в повседневной жизни. В XVII в. в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.
Усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран. В XV-XVI в.в. в Москве и других городах проживало много иностранцев: итальянцев, немцев, голландцев, англичан, шведов, поляков и др. К московскому царю приезжали иностранные послы. С XVII в., после изгнания из России поляков, установились дипломатические отношения и обмен посольствами между Российским государством и рядом зарубежных стран: Францией, Испанией, Китаем. По указу царей из-за границы приглашались художники, архитекторы. Через иностранцев россияне знакомились с бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии, и, прежде всего царь и его приближенные. Так, историк И. Забелин, описывая быт русских царей XVI-XVI! вв., отмечал, что одним из самых любимых их занятий во время отдыха было чтение. Причем, как поборники и хранители православия, цари предпочитали чтение духовно-назидательное и церковно-историческое. Именно из таких книг составлялись их библиотеки. Но наряду с ними цари уделяли внимание и отечественным летописям и сказаниям, проявляли интерес к космографическим и политическим сведениям: первые черпались из космографии переводных, вторые преимущественно из посольских записок и рассказов послов. Со времен царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозить европейские журналы - куранты, которые специально переводились для государя. Цари отдавали предпочтение игре в шахматы. Во дворце в шахматы играли каждый день. При Оружейной палате Дворца служили специальные мастера, главная обязанность которых состояла в изготовлении и починке шахмат, от чего они и получили название "шахматников" 9 .
Приобщение к культурным формам досуга отличало и некоторых близких царю вельмож, подражавших государю и перенимавших новые для русского общества обычаи, Но в подавляющем большинстве представители верхних зажиточных классов, как; впрочем, и весь русский народ, в проведении своего досуга продолжали следовать- патриархальным традициям. Несмотря на проникновение в русскую жизнь западных образцов в досуговых формах деятельности высших и низших слоев общества оставалось немало общих черт. Так, главным видом проведения свободного времени были пиры и застолья, устраиваемые по случаю различных праздников и знаменательных для семьи событий. С. Герберштейн, немецкий дипломат и путешественник, посетивший Москву при великом князе Василии III в 1517-1526 гг., характеризуя нравы царского двора, писал, что "иногда проводят целый день в пиршествах и банкетах и расходятся только при наступлении сумерек. Князь часто угощает сотрапезников и блюдами, и напитками" 10 . Н. Костомаров, исследуя домашнюю жизнь и нравы российского общества в XV-XVII вв., также отмечал, что пиры были распространены во всех слоях русского общества. Праздновала ли церковь свое торжество, радовалась ли семья или провожала из земного мира своего сочлена, или же Русь разделяла царское веселье или славу победы - пир был выражением веселья. Пиром тешились цари; пиром веселились и крестьяне. Желание поддержать о себе доброе мнение у людей побуждало каждого порядочного хозяина сделать пир и созвать к себе добрых знакомых" 11 .
Часы досуга богатые и знатные феодалы посвящали и другим занятиям, бытовавшим еще в глубокой древности. И. Забелин, например, отмечает, что, кроме чтения, цари любили рассказы бывалых людей о дальних землях, об иностранных обычаях и старине, держали "бахарей", которые пели песни и рассказывали сказки, "домрачеев". Царя и его семейство забавляли разного рода потешники песнями, плясками, музыкой, танцеваньем по канату и другими эквилибристическими "действами". В дворовом штате царя состояли шуты и шутихи, карлы и карлицы. Для всяких веселых представлений во дворце была построена "Потешная палата". В числе царских забав была звериная и соколиная охота, наблюдение за боем охотников с диким медведем 12 . С удовольствием смотрели цари и на всякие "медвежьи потехи". По свидетельству иностранцев, "бахарей" и "шутов" держали многие знатные семейства. Охота и забавы типа "медвежьи потехи" также пользовались неизменным успехом у богатых бояр и дворян.
Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это отличало и высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстание против существующих порядков. Я. Рейтен-фельс, будучи послом Рима в Москве с 1670 по 1673 гг., высказывал мнение о том, что в Москве не терпят постоянных послов и не позволяют своим долго оставаться при дворах других государей, "дабы те, вследствие слишком долгого постоянного обращения, не изменились бы и не внесли в отечество новые нравы" 13 . Сходное предположение содержится и в записках австрийского дипломата А. Мейерберга, возглавлявшего посольство в Москве в 1661-1662 г.г, Он писал, что "... москвитяне изгоняют все знания... Это надо приписать, во-первых самим Государям, которые ненавидят их из опасения, что подданные, пожалуй, наберутся в них духа свободы, да потом и восстанут, чтобы сбросить с себя гнетущее их деспотическое иго" 14 .
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера их деятельности ограничивалась домом, а общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа. Отечественные историки, анализируя причины закрепощения женщин на Руси, называют два основных обстоятельства: догмы христианской религии, предписывающие женщине послушание и покорность мужу, и влияние татарского ига, приведшего к огрублению нравов российского общества.
Существовало большое неравенство между мужчинами и женщинами из богатых семей в проведении досуга. В этом отношении богатые и знатные россиянки были поставлены в более тяжелое положение, чем представительницы крестьянского сословия. На женщину-крестьянку ложилось много забот. Она была задавлена работой по дому и в поле. Но сами условия жизни крестьян давали ей возможность принимать Участие в коллективных праздниках и других формах общественного Досуга. Женщины из боярских, дворянских, купеческих семей ограничивались в своем стремлении проводить свободное время в соответствии со своими желаниями и потребностями. Иностранцы, побывавшие в России, не раз отмечали, что женщины во время празднования каких-либо важных событий сидели в отдельных комнатах и допускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца семейства. Им разрешалось только поприветствовать гостей и поднести вино. Музыка и танцы в их среде не допускались (впрочем, как и у мужчин). Это считалось дурным тоном. В лучшем случае они могли развлечься представлениями шутов и скоморохов. Посещение церкви для женщины было также связано с большими трудностями. Она могла пойти в церковь, только получив согласие мужа, да и то в сопровождении кого-либо из домашних. Впрочем, в этом иногда и не было необходимости, так как в богатых семействах строили домашние церкви.
Особенно суровые правила для женщин были сформулированы в "Домострое". Согласно им женщина должна была постоянно сидеть за работой или распоряжаться работой других, у нее не должно было быть ни одной свободной минуты. Женщина не имела права, ни на какое развлечение, ибо, как следовало из "Домостроя", ни одно из них не способствовало сохранению нравственных норм и достойному поведению.
В период развития Русского государства разрастались и крепли города, между ними завязывались более тесные торговые отношения, в городах увеличивалось количество ремесленников. Хотя в образе жизни городского и сельского населения вплоть до конца ХУИ в. особых различий не существовало, условия городской жизни все же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий. В городах строилось больше церквей и других общественных зданий. Их проектирование и оформление, как правило, поручалось искусным мастерам.
В города чаще приезжали купцы, иностранцы. Через них в городскую среду проникали сведения, в том числе и о жизни людей в разных русских землях и в зарубежных странах. Как уже отмечалось, города являлись центрами книжности. В них было больше грамотных и образованных людей. В городах быстрее внедрялись всякие технические новшества.
На протяжении длительного времени для жителей городов, так же как и для крестьян, праздники и гулянья были главным видом развлечений. Но в городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на ритуально-обрядовую сторону праздников. Религиозные представления о ее связи с божественными силами уже не имели столь важного значения для ремесленников и торговцев в силу специфики их труда: он не был напрямую связан с природно-климатическими условиями и капризами природы, как труд земледельца. Совершение обрядов все больше приобретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье.
В городах, по сравнению с деревнями и селами, устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городская площадь, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыкантов, плясунов, фокусников, дрессировщиков животных и др. Вследствие этого горожане чаще могли смотреть различные уличные представления.
Уже в XV в. в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения выполняли не только свою прямую функцию - предоставить посетителям еду и напитки - но еще и другую: служили местом общения и развлечения для городских жителей. Торговцы и ремесленники, закончив свой трудовой день, приходили в них, чтобы провести свободные часы.
Таким образом, уже в средние века в устройстве городской жизни обозначились тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризуя в целом развитие досуговой деятельности в X-XVII вв., следует заметить, что формы ее не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоев российского общества опирался на народную, традиционную основу. Различия касались по преимуществу лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, обусловленной имущественным положением человека. Слова Д.С. Лихачева о том, что "Древняя Русь знала разграничения между классами не в характере быта, как это стало в послепетровской Руси, а главным образом, в степени накопленных богатств, в наличии слуг и величине хозяйства", справедливы и по отношению к досугу как частному проявлению бытовой жизни россиян того периода. Так, еда на пиршественном столе знатных и зажиточных россиян была обильнее, наряды на праздниках роскошнее, охота превращалась в пышное и многолюдное действо и т. д., но суть этих и подобных им видов досуга не менялась. На протяжении обозначенного периода в российском обществе досуг носил в основном коллективный, общественный характер. Индивидуальные формы досуговой деятельности были выражены слабо, находились в зачаточном состоянии: российское общество не достигло еще той степени цивилизованности и образованности, когда человек ощущает самоценность своей личности и полагается на свой собственный выбор в проведении свободного времени. Этому предстояло состояться уже в последующие столетия.
Вопросы для самопроверки
Каковы были первоначальные формы досуговой деятельности у восточных славян?
Какое влияние на развитие досуга оказало принятие христианства на Руси?
В чем состояло своеобразие досуговой деятельности раз
личных слоев российского общества в XIV - XVII вв. ?
Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI - XVII
веках. Т. 1. .Домашний быт русских царей. -4,1. Изд. 3-е.
- М,: Тип. А.И. Мамонтова, 1895.
Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12
т.- Т. 1.-М., 1989.
Размышления о России и русских. Штрихи к истории
русского национального характера. Далекие предки I -
XVII вв. -М., 1994.
Россия XV - XVII вв. глазами иностранцев. - Л.: Лениздат,
1986.
В данном учебнике изложена теория культурно-досуговой деятельности, раскрыты её сущность, социальные функции, принципы, изложены специфические особенности социально-культурной ситуации в стране, оказывающей самое непосредственное влияние на технологию культурно-досуговой деятельности Содержится структурный анализ всею технологического процесса подготовки и проведения культурно-досуговых программ и предметной деятельности личности в учреждениях культуры. Рассмотрены понятийный аппарат технологии культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры, ее основные элементы, специфика управления, драматургии и режиссуры Основные виды культурно-досуговых программ, информационно-просветительные, художественно-публицистические, культурно-развлекательные Раскрывается механизм регулирования восприятием аудиторией различных типов программ в учреждениях культуры. Издание предназначено для специалистов учреждении культуры всех типов, преподавателей, студентов вузов и колледжей культуры и искусств, широкого круга читателей, занимающихся предметной деятельностью на досуге, посетителей учреждений культуры.
Введение Раздел I. Исторические предпосылки формирования современной культурно-досуговой деятельности Глава 1. Краткий исторический аспект становления и развития культурно-досуговой деятельности в России Глава 2. Современное состояние культурно-досуговойдеятельности Раздел II. Теория культурно-досуговой деятельности Глава 1. Сущностные признаки социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур Глава 2. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельнаяотрасль педагогической науки Глава 3. Сущность культурно-досуговой деятельности Глава 4. Социальные функции культурно-досуговой деятельности Глава 5. Принципы культурно-досуговой среды Глава 6. Целеполагание в культурно-досуговой деятельности Глава 7. Парадигмальный подход к культурно-досуговой деятельности Глава 8. Моделирование деятельности учреждений культуры в условиях рыночных отношений Глава 9. Понятие культурно-досуговой инновации Глава 10. Культурно-досуговая деятельность по месту жительства Раздел III. Технология культурно-досуговой деятельности Глава 1. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» Глава 2. Состояние научных взглядов на технологию культурно-досуговой деятельности Глава 3. Экономические основы культурно-досуговой деятельности Глава 4. Массовые формы культурно-досуговой деятельности Глава 5. Групповые формы культурно-досуговой деятельности Глава 6. Индивидуальные формы культурно-досуговой деятельности Глава 7. Общение - основа технологического процесса Глава 8. Полифоничность структур в технологии культурно-досуговой деятельности Глава 9. Драматургия как компонент технологического процесса Глава 10. Режиссура как компонент технологического процесса Глава 11. Художественные методы как компонент технологии культурно-досуговой деятельности Глава 12. Художественно-образное и символико-аллегорическое воздействие на аудиторию Глава 13. Методическое обеспечение как компонент технологии культурно-досуговой деятельности Глава 14. Социально-психологические основы механизма функционирования технологии культурно-досуговой деятельности Глава 15. Регулирование социально-психологической атмосферы аудитории учреждения культуры 429 Глава 16. Механизм восприятия в технологии культурно-досуговой деятельности Глава 17. Влияние аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности Заключение
В учебнике рассматриваются история, теория и методика досуга, раскрывается организационно-методические основы деятельности учреждений культуры, технология создания культурно-досуговых программ, основы режиссуры и актерского мастерства, сценарное мастерство, специфические особенности выразительных средств, проблемы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, профессионального мастерства специалистов. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов вузов культуры и искусств, практиков учреждений культуры и досуга.
Введение Раздел I. История и теория досуга Глава I. Краткая история культурно-досуговой деятельности § I. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв. § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв. § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917-1941 гг. § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945гг. § 5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 - 1997 гг. Глава II. Теория культурно-досуговой деятельности §1. Сущность культурно-досуговой деятельности § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности Раздел П. Технология культурно-досуговой деятельности Глава I. «Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности § I. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. §4. Культурно-досуговая среда и ее восприятие... § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговой среды Глава II. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности §3. Коммерческая деятельность учреждений культуры § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности. Глава III. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности.. § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности. § 2. Типовые методики деятельности учреждений культуры. § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности Глава IV. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности § 1. Драматургия культурно-досуговых программ. § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ Глава V. Режиссерские основы культурно-досуговых программ § 1. Понятие "режиссура" § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы Раздел III. Подготовка и повышение квалификации специа¬листов культурно-досуговой деятельности Глава I. Профессиональное мастерство специалистов культурно-досуговой деятельности § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности Глава II. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности § 1 Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры Глава III. Организация досуга за рубежом §1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом §2. Система досуга и рекреации за рубежом. Глава VI. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах § 3. Популярная и поп музыка в культурно-досуговых программах § 4. Классическая музыка в культурно-досуговых программах Заключение